Второй корабль 1.02 так и не вышел на старт. Его история продолжается отдельно. Сегодня он остаётся внутри ангара МЗК, на той самой платформе, где готовился к полёту. Мы подробно рассказываем о нём статье:
Буран 1.02 в ангаре МЗК: советский шаттл, который так и не полетел.
А всё, что создавалось в рамках программы, сохранилось по-своему. Некоторые идеи опередили время — и вернулись позже, в других проектах, под другими названиями.
То, что «Буран» садился сам, стало эталоном. Сейчас автономную посадку испытывают частные компании, создающие многоразовые ступени. Тогда — это сделал государственный проект, в эпоху без 3D и интернета.
Разработки по теплозащите, композитным материалам и распределённой архитектуре жизнеобеспечения легли в основу новых российских систем. Часть специалистов, работавших над «Бураном», перешли в проекты «Союз-5», «Крыло-СВ» и даже в частный сектор — туда, где снова обсуждают многоразовые решения.
Концепция универсальной тяжёлой ракеты-носителя, отработанная в «Энергии», возвращается в новом облике. В том числе — как часть международной кооперации.